«Если увидите, что на упаковке указан «ароматизатор, идентичный натуральному», от покупки лучше отказаться!»

Из 23 закупленных в наших супермаркетах товаров с пометкой «эко» и «органик» подтверждение натуральности было… лишь у одного производителя

Представители общественных организаций закупили в столичных супермаркетах молоко, яйца, мед, салфетки, моющие средства для посуды, освежители воздуха и прочие товары повседневного быта с пометками на упаковке «эко» и «органик», чтобы проверить, насколько заявленная маркировка правдива.

Из 23 образцов продукции только один не оказался… «самозванцем». Об этом шла речь на пресс-конференции «Чем нас травят. Результаты независимой общественной оценки экологических характеристик продукции». Эксперты рассказали, как надо читать маркировку на упаковке, чтобы не купить подделку.
 

За рубежом упаковка органического кофе стоит пять евро, а у нас… 500 гривен

— Мы решили разобраться, насколько безопасна и качественна продукция повседневного использования, которую каждый из нас покупает в магазинах, — рассказала президент Всеукраинской общественной экологической организации «Живая планета» Светлана Берзина. — Ведь, по данным Госпотребинспекции, в 2011 году было проверено более 40 тысяч предприятий сферы торговли, ресторанного бизнеса и предоставлении услуг. Нарушения выявлены в 91 проценте проверенных товаров и услуг, а в 46 процентах случаев отсутствовала полная информация о товарах.

Это значит, что почти половина товаров и услуг в Украине продаются с недостоверными данными. То есть, если на упаковке кефира пишется, что этот кисломолочный напиток «био» и содержит необходимое количество бактерий, информация вполне может оказаться неправдивой. Или на фантике шоколадной конфеты размытым шрифтом написано, что она содержит ароматизатор, идентичный натуральному, или «натуральные красители», на самом же деле в состав конфетки входят запрещенные во всем цивилизованном мире добавки.

Кто должен защищать потребителей от подобных нарушений, наказывают ли за них в Украине и почему приходится проводить независимые потребительские экспертизы, если на государственные выделяются немалые средства, о чем в последнее время так часто рапортует Госпотребинспекция?

— Мы провели независимую проверку, чтобы выяснить масштабы подделок продуктов под «эко» и «органик», в последнее время ставших весьма востребованными, и попытаться защитить от недобросовестных конкурентов честных производителей, — объясняет Светлана Берзина. — Поскольку органические продукты должны выращиваться без применения синтетических компонентов, без агрохимии, по специальным правилам, подтвердить, что они соответствуют всем этим условиям могут только специальные организации. Только после длительной и дорогостоящей процедуры проверки производитель получает сертификат, дающий право размещать на продукции экологическую или органическую маркировку.

 

*Светлана Берзина: «Производитель этих яиц не смог документально подтвердить, что продукт действительно относится к категории «эко» или «органик». Фото автора

 

А ведь, по словам Светланы Берзиной, если в Европе упаковка органического кофе стоит пять евро, то в украинском супермаркете (той же сети) за нее придется выложить 500 гривен — в десять раз дороже. При этом украинский потребитель не имеет возможности получить у продавца «золотого» кофе подтверждение того, что он действительно органический. Ведь ни один супермаркет, где закупалась «эко»- и «органик»-продукция для проверки, не смог предоставить сертификаты, отсылая за ними к производителям. И только один из 23 производителей смог документально подтвердить, что мед, предлагаемый покупателям под его торговой маркой, действительно органический. А производитель одной из «экологических» водок заявил, что сайт, на котором была размещена реклама этой водки, не имеет к нему отношения. Остальные попросту не ответили на соответствующие запросы.

По закону такое нарушение может интерпретироваться как предоставление потребителю информации, вводящей в заблуждение. За данное правонарушение предусматриваются штрафы (от 170 гривен), а при повторном нарушении — даже изъятие продукции из оборота. Однако запросы авторов исследования о наказании недобросовестных производителей Госпотребинспекция перенаправила в территориальные органы. В Ивано-Франковской областной инспекции просьбу проверить документацию, подтверждающую экологичность продукта, рассмотрели, но почему-то с точки зрения соблюдения законов о рекламе и защите прав потребителя. А о том, что существует специальная сертификация на экологичность, в инспекции, видимо, даже не догадываются.

Их черниговские коллеги пошли еще дальше и потребовали от общественной организации, обнаружившей нарушение, фото- и видеодоказательства, правда, касающихся нарушения закона… о рекламе. Чиновники присылали отписки, что указанная продукция, мол, получила санитарно-гигиенические или ветеринарно-санитарные заключения. А ведь их недостаточно, чтобы продавать продукты в красивой зеленой упаковке с надписью «эко».

Техрегламент, который устанавливает правила и требования относительно применения экологических деклараций и маркировок на продукции, был утвержден только в прошлом году. Поэтому система госконтроля на рынке лишь начинает формироваться и не может в полной мере гарантировать качество такой продукции, заявленное производителем.

«Сегодня в Украине активно используют 90 пищевых добавок, запрещенных не только в США, Европе, Австралии, но даже в Китае»

Еще один момент, касающийся обмана в маркировке продукции по ее составу, возможен в Украине из-за того, что многие производители до сих пор пользуются нормами 60-80 годов прошлого века.

— Сегодня в Украине активно используют 90 пищевых добавок, запрещенных не только в США, Европе, Австралии, но даже в Китае, — заявила Светлана Берзина. — Кроме того, в стране для производства промышленных товаров, тех же моющих и чистящих средств, вполне легально используются восемь тысяч химических веществ, безопасность которых не подтверждена.

В мясо-молочную продукцию, особенно в колбасные изделия, а также в шоколад и консервы беспрепятственно добавляют давно запрещенные в Европе онкостимулирующие консерванты Е216, Е217. При этом в составе продукта они не указываются, прячась за непонятным ингредиентом «ароматизатор, идентичный натуральному». Кстати, такая формулировка тоже запрещена в Европе как вводящая потребителя в заблуждение. Если увидите эту фразу, особенно на продуктах для детей, откажитесь от покупки!

При этом соответствие государственным требованиям к производству продуктов питания в Украине контролируют целых четыре органа надзора: Госветфитоинспекция, Госсельхозинспекция, Санэпидстанция и Госэкоинспекция. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Ведь если даже продающийся в наших магазинах товар помечен украинским знаком соответствия (трилистником), это вовсе не означает, что продукт соответствует принятым на европейском уровне нормам качества и безопасности. Ведь большинство украинских норм не пересматривались более 30 лет! То есть современные достижения химпрома в этих нормах попросту не отражены, что по логике производителей значит — не запрещены.

— Пока у потребителя остается единственный путь защитить себя от некачественной продукции, — научиться читать маркировку, — считает Светлана Берзина. — Ведь фантазия недобросовестного производителя безгранична, всегда можно придумать и поставить на продукцию для большей привлекательности новый знак. И товар станет лучше продаваться, и судиться ни с кем не придется.