Десять нянек «водной» политики Украины

Сегодня уровень загрязнения водных объектов насколько высок, что реки и озера утратили способность быть источниками питьевой воды.

Сохранить природные ресурсы в Украине, если для безопасности и соответствующего качествапитьевую воду приходится дополнительно подготавливать.

По словам почетного президента общественной организации «Экологически чистое будущее» Вильдмана Игоря, каждое государство должно осуществлять так называемую «водную» политику. «Между пресной водой, которая находится в реках, озерах, под землей, в облаках на небе, в снегу, ледниках, и той водой, которая течет из наших кранов (питьевой воды) – огромный путь трансформации природной воды в товар соответствующего качества», - поясняет Вильдман Игорь.
Питьевая вода сегодня – одно из наибольших благ человеческой цивилизации. Именно так определяют этот ресурс специалисты на Всемирных саммитах ООН по устойчивому и возобновляемому развитию (в 1992-м, 2002-м, 2012-м годах). Среди целей развития человечества в третьем тысячелетии обеспечения доступа человека к безопасной питьевой воде является едва ли не самой важной.

По словам Вильдмана Игоря, государственная «водная» политика, должна быть, прежде всего, направлена на сохранение и восстановление природных водных объектов (рек, озер, подземных вод, морей) и предусматривать интегрированное управление водными ресурсами по бассейновому принципу. «Состояние водоема является производной от состояния в речном бассейне почв, разработки полезных ископаемых, загрязнений, поступающих в окружающую среду в результате промышленного и сельскохозяйственного производства, площади окружающих водный бассейн лесов», - уточняет он.

К примеру, качество воды в реке Днепр напрямую зависит от того, что происходит в пределах его водосборного бассейна. Не секрет, что Днепр наиболее загрязнен в южной части (Запорожское и Каховское водохранилища), а причиной этого является деятельность индустриальных гигантов, находящихся в городах Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Никополь, Марганец и др.

В настоящее время за «водную политику» в Украине отвечает не только несколько министерств (Минэкологии и Минздрав), но и еще больше десятка разных государственных агентств и государственных служб. В итоге получается, как в анекдоте, когда узкопрофильные специалисты, отдельно отвечают за «рукава, воротник и карманы», но за весь костюм целиком ответственности никто не несет.
«Аналогичная ситуация с отечественной водной политикой - за каждый природный ресурс в бассейне Днепра, отвечает какое-то отдельное министерство, агентство или служба, тогда как состояние водного бассейна в целом никого не интересует», - отмечает Вильдман Игорь.
Сегодня присутствует насущная необходимость в формировании органов управления для каждого водного бассейна Украине. «Такие органы должны отвечать за регулирование загрязнения водоемов, распределение и использование всех находящихся в бассейне природных ресурсов, определять приоритетные проблемы, формировать планы управления и программу мероприятий по экологическому оздоровлению бассейнов», - перечисляет Вильдман Игорь.
По утверждению Вильдмана Игоря, только такие европейские подходы по формированию государственной «водной» политики позволят обеспечить необходимое качество воды в источниках питьевого водоснабжения. В итоге – это позволит определить, какой объем средств и усилий будет затрачивать государство для преобразования природной воды в воду питьевую.

www.bagnet.org